Публикации наших авторов
Мария Баскова.
Дом, в котором музыка живет
Экскурсия по
Московскому международному Дому музыки
Москва, 2007.
1. Вступление.
ПРИМЕТА МОСКВЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА
Московский международный Дом музыки (ММДМ) открылся в 2002 году и стал первым и единственным в России центром исполнительских искусств – распространенный в мире тип многофункционального комплекса (по аналогии с Кеннеди-центром в Вашингтоне).
Мы находимся перед главной парадной лестницей Московского Международного Дома музыки на Красных холмах. Оригинальное круглое здание из стекла и стали со скрипичным ключом на крыше, построенное в стиле «хай-тек», развернуто в сторону Садового кольца. Оно является главным элементом большого архитектурного ансамбля Российского Культурно-делового центра «Красные холмы», который в начале нынешнего века стал достопримечательностью новой Москвы.
Идейным вдохновителем президентом и председателем совета директоров ныне действующего центра является драматург и киносценарист, один из создателей отечественного политического театра (сценарии «Шестое июля», «Моя любовь на третьем курсе», «Тегеран-43», «Синие кони на красной траве», «Так победим!», «Диктатура совести» ) – Михаил Шатров. Сегодня Михаил Филиппович полностью посвятил себя Международному культурному центру на Красных Холмах, главной жемчужиной которого является Московский Международный Дом музыки.
Авторы архитектурного проекта – «Товарищество театральных архитекторов»: Юрий Гнедовский, Владилен .Красильников, Дмитрий Солопов, Маргарита Гаврилова, Сергей Гнедовский – на ХI Всероссийском фестивале «Зодчество» за проект Дома музыки были отмечены архитектурным «Оскаром» – национальной архитектурной премией «Хрустальный Дедал»
…На некогда заброшенном участке земли в виде треугольника, между Москвой-рекой, Шлюзовой набережной и Садовым кольцом в 1995-м году начинается первое строительство. Застройка этой территории осуществляется в два этапа: сначала возводятся коммерческие объекты, а именно – бизнес центр «Риверсайд Тауэрз», в который входят три деловых здания. (В них располагаются офисы класса А, при внутренней планировке, которых учитываются все пожелания клиента. Это светлые и просторные помещения, в каждом из них предусмотрено наличие кухни, сантехнических комнат, охраны, а из окон открывается прекрасный вид на городские кварталы и исторические достопримечательности. Тут же расположились банки, кафе, мини-магазинчики, один из филиалов турагентсва «VIKO-klub».). И затем уже на средства от реализации коммерческой площади, приступают ко второй очереди – строительству культурному объекта – здания Московского международного Дома музыки.
На третьем этапе – на высоту в 150 метров поднимается Гостиница Swissotel. Это одно из самых высоких зданий в Москве и новый высотный ориентир города. В гостинице 34 этажа. Swissotel Красные Холмы предлагает комфортабельные, прекрасно оборудованные номера с огромными панорамными окнами, а также ультрасовременные залы для организации конференций и банкетов. Отель рассчитан на 235 номеров и имеет целую коллекцию баров и ресторанов, роскошный Amrita Spa & Fitness. Два года на 32-м м этаже гостиницы работал «Спейс-бар», откуда можно было посмотреть на Москву с высоты птичьего полета, но сейчас он закрыт на реконструкцию и для общего доступа уже работать не будет.
Если внимательно приглядеться к комплексу «Красные холмы», то можно легко заметить, что его композиция напоминает русские кремли и монастыри с их богатыми силуэтами и пластикой зданий. Но, даже по московским меркам размах комплекса впечатляет. Его общая площадь составляет 200 тысяч квадратных метров. Площадь офисных помещений – около 100 тысяч квадратных метров. Подвальные ярусы зданий, по новой столичной традиции, отведены под автостоянки.
Но вернемся, к объекту нашей экскурсии – Московскому международному Дому музыки. Чем же явилось для Москвы строительство такого культурного центра?
Москва считается общепризнанным центром мировой музыкальной культуры. Тем удивительнее, что до открытия Московского международного Дома музыки в ней было всего два больших филармонических зала – это Большой зал Московской консерватории, построенный более 100 лет назад в 1901 году (Само здание Консерватории имеет куда более почтенный возраст – дата окончания строительства усадьбы на Большой Никитской улице - 1792 год. Консерватория поселилась в ней с 1871 года, а в самом начале XX века здание было полностью реконструировано. Тогда-то и был построен Большой зал Московской Консерватории. Интересно, что первые пять лет своего существования ( Консерватория была основана 1 сентября 1866 года) у нее вообще не было своего здания. Николай Рубинштейн арендовал дом баронессы Черкасовой на Воздвиженке. Дом этот, примыкавший к левой стороне нынешнего кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади, простоял до июля 1941 года, когда был полностью разрушен фашистской бомбой) и Концертный зал имени Чайковского, переоборудованный в 1940 году из недостроенного помещения театра Всеволода Мейерхольда. (Новое здание театра было задумано режиссером-реформатором как самый большой и современный театр в Москве. В 1938 году строительство было в основном закончено. В 1939 году Мейерхольд был арестован и впоследствии расстрелян. Недостроенное здание было передали Московской филармонии.).
Уже в конце 90-х годов прошлого столетия стало очевидно, что Большому залу Московской консерватории требуется многолетний капитальный ремонт, а у Концертного зала имени Чайковского имеются проблемы с акустикой. Кроме того, оба зала технически и морально устарели. Поэтому правительство Москвы приняло решение о сооружении нового филармонического зала, который по своему техническому оснащению был бы способен составить конкуренцию лучшим концертным площадкам мира и привлечь под свои своды молодую публику.
Первый камень в основание фундамента будущего здания был заложен Юрием Лужковым и музыкантом и общественным деятелем Владимиром Спиваковым на стрелке Краснохолмского острова 7 сентября 2000 года. Строительство Дома музыки выполнено за 18 месяцев турецкой фирмой «ЭНКА». Кроме универсального театрально-концертного зала с тремя залами в программу строительства была включена большая студия звукозаписи, репетиционный зал, аудио-видеокомплекс, летний амфитеатр, выставочный зал, ресторан «Аллегро» салон музыкальных инструментов фирмы «Bluthner». (Экскурсовод показывает где находятся эти объекты).
Купол Дома музыки, диаметр которого около 50 метров, венчает эмблема-флюгер в виде скрипичного ключа (архитектор Зураб Церетели). Высота конструкции – 9,5 метров, а вес около 2 тонн. Сложнейший роликовый механизм позволяет этой тяжелой конструкции вращаться по принципу флюгера. Ключ и листья покрыты сусальным золотом.
На крышу здания его водружали при помощи вертолета. Высота Дома музыки – более 46 метров, в нем 10 этажей над землей и 2 под землей.
Сегодня Дом музыки превратился в один из главных очагов культуры Москвы. Это – единственная в столице площадка, где представлены практически все жанры искусства: здесь можно послушать как великолепных исполнителей классической музыки, так и исполнителей джаза, фольклора, посмотреть драматический спектакль, оперу, балет, мюзикл. В четырех залах комплекса – Светлановском, Камерном, Театральном и им. Шнитке - проводятся спектакли и концерты, перформансы и творческие вечера, презентации и праздничные шоу, крупные международные форумы, конференции, корпоративные вечера. Дом музыки – это самостоятельное продюсерское объединение, организующее выступления российских и зарубежных симфонических оркестров, камерных ансамблей, солистов-инструменталистов, артистов оперы и балета, театральных, джазовых, эстрадных, фольклорных коллективов. Дом музыки обладает и широкими возможностями в области PR и рекламы в сфере культуры и искусства.
Дом музыки является резиденцией Национального филармонического оркестра России, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Здесь же располагается и Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Президент ММДМ – народный артист СССР, лауреат государственных премий, профессор Владимир Спиваков.
Справа от Парадной лестницы находится кассовый павильон Дома музыки. Справа от лестницы – стеклянная галерея, которая ведет к входам в Камерный и Театральный залы Дома музыки. По ходу движения галерея сопровождается стеклянными афишницами с репертуарными концертами Дома музыки.
Композиционным центром всего проекта является «Площадь искусств», обозначенная очертаниями многоконечной звезды из розового гранита, в сердцевине, которой с уровня автостоянки и до стилобата поднялся музыкальный фонтан.
2. Местоположение.
НА СТРЕЛКЕ КРЕМЛЕВСКОГО ОСТРОВА
Дом музыки находится на южной или Краснохолмской стрелке Кремлёвского или как его еще называют Золотого острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом, в одном из самых живописных мест центра Москвы. Этот небольшой остров земли – самая крайняя, примыкающая к Москве-реке восточная часть исторической местности Замоскворечье.
История Замоскворечья ведет свое начало с ХШ века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. В ХШ – ХV веках на территории бывшей Москвы, к югу от Кремля находились заливные луга, болота, перелески. Но интенсивному освоению этой местности мешали постоянные набеги монголо-татар. Активное заселение территории началось только после сооружения укрепленных монастырей на восточных, юго-восточных и южных окраинах Москвы – Новодевичьего, Симонова, Даниловского, Новоспасского (о нём пойдет наш рассказ чуть позже.) В ХVI-ХVII веках на территориях, прилегающих к Москве появляются ремесленные слободы, о существовании которых напоминают теперь лишь названия улиц. Самая ближайшая из них – Кожевническая, говорит о том, что неподалеку отсюда находилась Кожевенная слобода. Название Рогожский вал – о Рогожской слободе, Татарской улицы – о существовании Татарской слободы, которую заселяли татары, выходцы из Орды. (Отсюда и пошли названия улиц – Большая и Малая Ордынка – одни из центральных улиц Замоскворечья ).
Территория, на которой мы сейчас находимся вошла в состав Москвы лишь в ХVIII веке. Пологие земли Замоскворечья часто затоплялись во время половодий. И, вот в 1783 году очередным половодьем были повреждены опоры Большого Каменного моста. Чтобы их восстановить в 1783-86 годах вдоль центральной излучины Москвы-реки на месте ее бывшей старицы, на болотистом участке прокладывается Водоотводный канал. Водоотводный канал отходит от реки выше Большого Каменного моста и сливается с ней в районе Шлюзовой набережной. Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Во время половодий канал «разгружает» главное русло реки. Над Водоотводным каналом перекинуто 7 мостов.
С постройкой Бабьегородской плотины в 1836 г. в районе Берсеневской набережной через реку Москву, канал становится судоходным. Одновременно с Бабьегородской плотиной на Берсенеской набережной в месте соединения Водоотводного канала с Москвой-рекой была построена Краснохолмская плотина со шлюзом. Обе они были разобраны в 1937 году, после сооружения канала имени Москвы и ввода в эксплуатацию Перервинского гидроузла. О существовании Краснохолмской плотины напоминает название Шлюзовой набережной Водоотводного канала.
В ХХ веке вся эта местность относилась к Павелецкой промзоне, здесь размещались в основном автохозяйства, подсобные строительные производства, базы, бараки, сараи.
2.1. Мосты
МОСТЫ ВСТАЮТ РЕЧНОЙ ПРЕГРАДОЙ…
Прямо напротив нас через Москву-реку перекинулся Большой Краснохолмский мост. Он связывает Таганскую площадь с Нижней Краснохолмской улицей на трассе Садового кольца. Мост знаменит тем, что имеет крупнейший в центре Москвы арочный пролет. Его длина составляет 168 метров. Общая длина моста с подходами 725.5 метра, ширина 40 метров, имеет 8 полос для движения. Построен он был в 1938-м году по проекту В. М. Вахуркина, Г. П. Гольца и Д. М. Соболева. Это второй постоянный мост в этом месте. Первый постоянный Краснохолмский мост был построен в 1872 году инженером-предпринимателем А. Е. Струве и был короче на целых сто метров, а проезжая часть составляла всего 15 метров плюс два пешеходных тротуара. Позже, в 1900-е гг., по мосту были проложены трамвайные пути.
Естественным продолжением Большого Краснохолмского моста служит Малый Краснохолмский мост над Водоотводным каналом. Он соединяет Нижнюю Краснохолмскую улицу с Зацепским валом. Свое название получил по находившемуся здесь с 1912 г. железному Малому Краснохолмскому мосту.
Через устье Водоотводного канала проложен автодорожный Шлюзово́й мост. Он соединяет Космодамианскую и Шлюзовую набережные Москвы-реки и обеспечивает непрерывное движение по Космодамианской и Дербеневской набережным Москвы-реки. Построен в 1965 году по проекту З. В. Фрейдиной. Длина с подходами около 75 м, ширина около 22 м. Архитектурное оформление выполнено в одном стиле с Малым Краснохолмским мостом.
Название Шлюзового моста и набережной, как уже упоминалось выше, – память о деревянном шлюзе, перекрывавшем Водоотводный канал в течение почти века (с 1830-х до середины 1930-х годов). Шлюз располагался выше по течению, примерно напротив сохранившегося дома № 6, стр.30 по Шлюзовой набережной. До постройки моста транспортный поток из центра к Новоспасскому мосту и далее на юг шел именно через Шлюзовую набережную и Кожевническую улицу.
Со Шлюзовой набережной через Водоотводный канал перекинут Пешеходный мост, ориентированный на арку в «стене» офисных зданий РКЦ. Он открывает дополнительный подступ к Дому музыки. Мост напоминает арку. Внешне он довольно просто оформлен, однако использование стальных листов, соединенных под разными углами, делает его гармоничным дополнением ультрасовременного офисного и культурного центра.
Существует проект строительства пешеходного моста через Москву-реку, который связал бы Российский Культурно-деловой центр с Краснохолмской набережной, Новоспасским монастырем.
Вдалеке мы видим с вами Новоспасский мост, получивший свое название от Новоспасского монастыря, расположенного на левом берегу Москвы-реки на Краснохолмской набережной. Это один из самых старых существующих мостов в Москве. Построен в 1911 году на месте существовавшего на его месте деревянного моста. В 1937-38 годах он был реконструирован (инженер Ю.Ф.Вернер, архитекторы Н.Б.Соколов, К.Н. и Ю.Н.Яковлевы). Длина моста с подходами 502 м, ширина 21,2 м. Мост металлический, арочный. Русло Москвы-реки перекрывают три пролёта (по схеме: 40, 46 и 40 м). Рядышком находится речной причал «Новоспасский мост» – конечный пункт прогулочной линии речных трамвайчиков, курсирующих от Новоспасского моста (м. Пролетарская) до Киевского вокзала.
2.2. Набережные
КАМЕННОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ РЕК
Космодамиа́нская на́бережная (В 1922-1936 – Причальная, Комиссариатская, Пупышевская и Краснохолмская набережные, в 1936-1993 – набережная Горького и набережная Максима Горького) – находится между Большим Устьинским и Шлюзовым мостами. Нумерация домов ведётся от Раушской набережной. Получила свое название еще в XVIII по церкви святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках (деревянный храм построен в начале ХVII века, каменный возведён в 1657 году, снесён в 1932 году. На его месте был построен жилой дом – № 51 по Садовнической улице.)
В атласе Москвы 1853 года Козмодемьянской называлась набережная от Козмодемьянского (Комиссариатского) до Пыпушинского (Пупышевского) переулка, находившегося на месте дома № 65 по Садовнической набережной. Имя переулка и стоявшего в нем храма Николы в Пупышах указывает на заболоченность местности, покрытой пупышами – кочками. Выше по течению, до Москворецкого моста, располагалась Заяицкая набережная, ниже, до Большого Краснохолмского моста – Краснохолмская набережная.
В 1935 году три набережные (Космодамианскую, Комиссариатскую и Краснохолмскую) объединили в одну, которую назвали набережной Максима Горького в честь писателя А. М. Горького. При возвращении исторического названия в 1994 году учитывалось, что Космодамианская – наиболее старое из трёх.
Современная застройка набережной сложилась в конце 1940-х и 1950-х гг. Сквозной проезд на юг, к Дербенёвской набережной, она получила только в 1965 году c постройкой Шлюзового моста.
Краснохолмская набережная (так она называется с ХIХ века) получила названия по известной с ХIV века местности Красный (красивый) холм на левом берегу Москвы-реки, ниже впадения в нее Яузы. По одной из версий именно здесь «на Красном Холме» была расположена ставка Мамая во время Куликовской битвы.
Шлюзова́я набережная находится между ул. Зацепский Вал и Новоспасским мостом. Набережная включает часть бывшего Шлюзового проезда (правый берег Водоотводного канала, ниже Малого Краснохолмского моста) и бывшую Кожевническую набережную (правый берег Москвы-реки от устья канала до Новоспасского моста). Названа в 1929 г. по шлюзу на Водоотводном канале, который существовал в 1835-1937 гг.
2.3. Новоспасский монастырь
МОНАШЕСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским сыном Александра Невского и изначально располагался у Серпуховской заставы. В свою очередь, сын Даниила Московского Иоанн Калита в 1330 году перенес монастырь в Кремль и уже оттуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражавшим многочисленные нападения врагов на город. (Польши, Литвы, татары). По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасский. От Новоспасского монастыря до Кремля приблизительно 5 км. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых – предки царственного дома, и редко кто из царствующих особ не приезжал сюда поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся инокиня Досифея (княжна Тараканова) и великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, дядя святого страстотерпца императора Николая II.
Справочный материал
При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был превращен в крепость и являлся сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву. В 1591 году, во время нашествия крымского хана Казы–Гирея Новоспасский монастырь явился надежным оплотом защиты Москвы. В Смутное время монастырь подвергался жестоким опустошениям.
Новая эпоха в истории монастыря начинается со времени вступления на престол Михаила Федоровича Романова. Монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. ( До нас дошло название ул. Каменщики) После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери.
В XVII столетии монастырь являлся местом заключения преступников и еретиков. С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы. Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены.
В 1913 году - в год 300-летия дома Романовых - Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери - покровительнице царственной фамилии. В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравственного просвещения населения. До революции он занимает в Москве одно из первых мест по посещаемости.
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище. В начале 40-х его было решено взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.
В 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет.
4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. 23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.
На Краснохолмскую набережную выходит западная стена монастыря. На территории монастыря находятся:
- Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архит. Я. Бухвостов.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (XVII век).
- Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архит. Е. С. Назаров.
- Храм Святителя Николая чудотворца (XVIII век).
- Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).
- Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.
- Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век). Архит. И. Жеребцов.
3. История и архитектура Дома музыки
3.1. Планы и строительство
(Справочный материал)
ГОРОД В ГОРОДЕ
В последние десятилетия активно реализуется идея развития цепочки архитектурных ансамблей вдоль Москвы–реки. Исторически начало этой реализации было положено строительством крепости на Кремлевском холме и затем под защитой ее стен – великокняжеских и царских дворцов и главных соборов Московского государства. На реку должен был раскрываться величественный фасад Кремлевского дворца. К тому времени на ее берегах поднялись монастыри, церкви, дворец на Воробьевых горах, Воспитательный дом, Комиссариат. В 19 веке архитектурную роль долины Москвы-реки усилило возведение поблизости от Кремля храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. К реке были обращены монументальные памятники Александру II и Александру III.
В советское время на Берсеневской набережной вырос комплекс жилых и общественных зданий – так называемый Дом Правительства, в Зарядье проектировалась громада Наркомтяжпрома... Особая роль набережных Москвы-реки постулировалась Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Началось строительство монументальных жилых домов. В послевоенные годы в Зарядье снова решили строить высотное административное здание. Позже появились гостиница «Россия», высотный жилой дом на Котельнической набережной и гостиница «Украина», стадион в Лужниках, живописный объем здания СЭВ (ныне Мэрия Москвы), белокаменная громада Дома Правительства Российской Федерации, Центр Международной торговли и выставочный комплекс, Центральный Дом художника, высотное здание Президиума Академии наук. В 1990-е годы этот гиперансамбль интенсивно насыщался и развивался: был воссоздан храм Христа Спасителя, сооружен целый ряд административно-деловых зданий, памятник Петру I, заложен комплекс Московского делового центра «Москва-Сити», построено высотное здание на противоположном берегу, через реку перекинулись транспортные и пешеходные мосты, сложился ансамбль площади Европы перед Киевским вокзалом.
Важнейшим элементом этой системы стал Российский культурный центр, идея которого родилась в конце 80-х годов прошлого века и получила реализацию двадцать лет спустя: строительство офисной части РКЦ началось в 1995 г, Дом музыки сдан в 2002.
Основной задачей проекта было превращение района Красных холмов в многофункциональный комплекс, настоящий город мастеров культуры и спорта, где рядом с офисными зданиями соседствовали бы Дом музыки, киноцентр, спортивный центр и высотная гостиница. Это город в городе, сложная многофункциональная объемно-пространственная структура, которая органично вписалась в сложный как по конфигурации, так и по внешним транспортным и визуальным связям участок, где еще недавно размещались в основном автохозяйства, подсобные строительные производства, базы, бараки, и в будущем должна занять почти всю его территорию.
Планировочная и силуэтная композиция Центра не повторяет, но, безусловно, навеяна принципами древней монастырской застройки и развивает их. Вдоль берега Водоотводного канала протянулась почти сплошная «стена» многоэтажных офисов и гостиниц. По концам и посередине «стены» высятся монументальные башни с ажурными шатровыми завершениями. «Стену» под разными углами прорезают внутренняя «улица» и арочные проезды, фиксирующие основные композиционные оси ансамбля, основная в функционально-смысловом отношении часть которого – общественно-зрелищная – обращена к Москве-реке. Высотным акцентом и ориентиром РКЦ призвана стать вертикаль гостиницы со сложным завершением и «шпилем» коммуникационных антенн. Территория Центра активно благоустраивается и озеленяется. Современно решены автостоянки, в основном подземные. В перспективе на пока не освобожденном участке между набережной и Краснохолмским мостом планируется построить кинокомплекс.
Еще когда только задумывалось создание РКЦ на живописной набережной Москвы-реки, было ясно, что основой композиции всего ансамбля должно быть избрано центричное зрелищное здание с ведущей к нему эспланадой и огромной площадью искусств перед главным входом. В 2000 году идея строительства обрела заинтересованный коллектив, который захотел возглавить строительство этого большого сооружения. Этим коллективом стал Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством Народного артиста России В.Т.Спивакова.
3.2. Главный вход
НА ПОРОГЕ ХРАМА МУЗЫКИ
Главны вход в Светлановский зал Московского международного Дома музыки. акцентирован увеличенным пролетом между наружными колоннами, укрупненными рамами-порталами. Наверху - эмблема из переплетенных букв ММДМ, композицию завершает коническая люстра под козырьком, приводящей на память светильники ампирных образцов. Оригинально решены художниками С. Горяевым и М.Красильниковой пилоны портала главного входа. Стальные трубы со вставками уникального стекла со светом метафорически развивают тему органа, а своей пластикой поддерживают архитектурный декор фасада. «Стальную тему» продолжает подвесная композиция М.Красильниковой над входом. Кроме того, следует подчеркнуть, что Главный вход или вход в Светлановский зал – это 4-й этаж комплекса.
3.3 Архитектурно–декоративное решение интерьеров
Рассказ ведется в фойе Светлановского зала
СДЕРЖАННОСТЬ И ЧИСТОТА
Оформление интерьеров Дома музыки, богатое и разнообразное, заслуживает специального анализа. Архитектурно-декоративное решение интерьеров ключевых помещений Дома музыки (Светлановский зал, фойе, переходы) исключительно сдержанное и чистое – в них практически отсутствуют украшающие или обогащающие детали. Подобная стерильность в целом не характерна для зрелищных зданий, но авторы исходили из предположения, что реально интерьеры будут восприниматься только заполненными празднично принаряженной и оживленной публикой – таким вот образом украшенными и обогащенными.
Люстры
Каждая из люстр Дома музыки, а всего их 3 имеет своё название:
В фойе Светлановского зала перед художником стояла задача не только подчеркнуть круглящийся ритм архитектурных членений, формирующих пространство, но и акцентировать идею организующего центра. С. Горяев создает светильник, который как по своим масштабам, так и по техническому исполнению является уникальным произведением арт-дизайна – люстру «Скорлупка», выполненную из цельного литого стекла размером 7,30х3.0 м.
Четыре шарообразных торшера (С. Горяев), фланкирующие лестничный пролет фойе Светлановского зала, – еще одна дизайнерско-конструкторская загадка. Их диаметр 70 см, в то время когда предельный диаметр выдуваемого из стекла шара 50 см. И кроме того в этих плафонах нет обязательных отверстий и по всем законам физики при включении они должны при нагревании лопаться. Но... этого не происходит.
Фонтан
В фойе Большого зала, находится фонтан, выполненный по проекту М. Красильниковой, продолжающий «стеклянную эстетику» всего комплекса Дома Музыки. Это стеклянная полусфера, образованная струей бегущей воды.
4. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛОЩАДКА МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА
Итак, 26 декабря 2002 года при содействии Правительства Москвы и Мосгордумы состоялась торжественная презентация Дома музыки, в которой принял участие Президент России Владимир Путин. Открывая церемонию, глава государства назвал ее «событием не только в культурной жизни Москвы, но и России в целом» и сравнил здание Дома музыки с «прекрасным хрустальным кубком».
Концертная деятельность в Большом и Камерном залах началась с середины марта 2003 года, в Театральном – в мае 2003 года.
Дом музыки сразу же заявил о себе как о концертной площадке поистине международного масштаба. Еще до открытия Первого сезона в Доме музыки выступили всемирно известный дирижер Кент Нагано и легендарный тенор Лучано Паваротти, состоялся проект «Европейский джаз XXI века». В Камерном зале в российской премьере «Действо о душе и теле» Э.Кавальери (дирижировал Т.Курентзис) состоялась презентация органа-позитива, в открывавшем в мае 2003 года Театральный зал фестивале «Джаз на Красных холмах», приняли участие А.Кролл, И.Бриль, С.Манукян, С.Рубинина, И.Родилис, А.Бутурлина.
Буквально с первых дней работы Дом музыки стал работать и как самостоятельный продюсерский центр и достаточно быстро нашел свою репертуарно-стратегическую нишу и обрел свою публику.
Уже в Первом сезоне Дом музыки проводит свой первый монофестиваль «Моцартиана». Это был первый опыт ММДМ в проведении международного фестиваля, посвященный творчеству одного композитора. С 14 по 21 декабря 2003 года, во всех трех залах Дома музыки прошли 17 концертов гениального австрийца. Эталонные трактовки его произведений были представлены в интерпретации замечательных российских и зарубежных исполнителей – Михаила Плетнева, Алексея Любимова, Зальцбургского придворного оркестра, государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», дирижеров Саулюса Сондецкиса, Джорджа Клива, Александра Уокера, Теодора Курентзиса и др. Ну, а открылся Первый концертный сезон (27 сентября 2003) концертом, посвященным 75-летию со дня рождения выдающегося русского дирижера и музыканта Евгения Светланова. В исполнении Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова звучали произведения Евгения Светланова и его любимых композиторов – Чайковского, Мусоргского и Рахманинова.
5. СВЕТЛАНОВСКИЙ ЗАЛ
ГЛАВНЫЙ ЗАЛ ММДМ
Фойе
Большой зал Дома музыки называется Светлановским в честь легендарного дирижера Евгения Федоровича Светланова. Идея назвать именем Светланова главный зал Московского международного дома музыки принадлежит Первому заместителю Мэра в Правительстве Москвы Людмиле Ивановне Швецовой. Владимир Спиваков действенно поддержал идею, обратившись к Юрию Лужкову с этой просьбой. Решение мэра Москвы было оглашено на открытии Первого концертного сезона в ММДМ.
А на закрытии Второго концертного сезона 13 июня 2005 года был торжественно открыт мраморный бюст великого дирижера работы скульптора Михаила Аникушина. Его преподнесла в дар Дому музыки вдова дирижера Нина Николаева-Светланова. «Ему самое место в роскошном интерьере ММДМ», – сказала она.
14 декабря 2007 года в фойе Светлановского зала рядом с бюстом Светланова был открыт бюст Дмитрия Дмитриевича Шостаковича работы Г.Д.Гликмана. Скульптура была передана Владимиром Спиваковым в дар Дому музыки по случаю пятилетнего юбилея. Выдающийся художник и скульптор Гавриил Давыдович Гликман – автор портретов многих видных деятелей искусства и культуры XX столетия (среди них Б.Пастернак, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Прокофьев, В.Кандинский, И.Стравинский, С.Михоэлс). В своих работах Гликман дает возможность ощутить дух эпохи через облик её ярчайших представителей. Портрет гения русской музыки Дмитрия Шостаковича отражает не только время, но и, по словам писателя Даниила Гранина, «какую-то сверхличностную суть» Мастера, создавшего в своем творчестве симфоническую летопись эпохи.
Светлановский зал является главным структурообразующим помещением Московского международного Дома музыки. Необходимый мощный стилобат для зрительно облегченного стеклянного цилиндра Большого зала – это фасад подплатформенной части, который оформлен в виде облицованной гранитом монументальной аркады.
Объем цилиндра пластически расчленен и обогащен шестью треугольными в плане эркерами эвакуационных лестниц и кольцом колонн из светло-серого гранита. Дугообразные «ветви»-завершения колонн придали последним особое изящество и, так сказать, упругость, позволив увеличить пролеты между опорами.
Почти весь объем входного уровня занимает основное фойе. Главная его ось направлена от входа через своеобразную центральную платформу – зону ожиданий и встреч – и через пониженную зону зимнего сада на свет, на городское пространство: Москву-реку, Новоспасский монастырь, мост. С центральной платформы, как бы оттолкнувшись от дуги гардероба, вверх ведет широкая торжественная лестница, заставляющая вспомнить хотя бы шехтелевскую лестницу в особняке Рябушинского и вносящая очень важный пластический акцент в общую композицию интерьера. Ему отвечают мягкие кривые парапетов, уходящие в перспективу кольцевые плоскости потолка, декоративные малые формы: фонтан «Чаша», святящиеся шары торшеров, подобная ладье люстра (художники С. Горяев и М. Красильникова).
Большой филармонический или Светлановский зал рассчитан на 1736 мест, облицован лучшим в мире «акустическим» деревом – сибисркой лиственницей. В соответствии с современными тенденциями – имеет форму круга. Такая форма обеспечивает наилучшие условия зрительского и слухового восприятия. Она приобрела популярность после строительства знаменитого здания Берлинской филармонии. В Светлановском зале Дома музыки преобладающая часть мест вполне обоснованно расположена перед эстрадой, а не по бокам.
Проектирование зала для выступления филармонического коллектива – дело архисложное, требующее не только знания построения пространства для лучшего восприятия музыки, но и постоянного сотрудничества с акустиками. Сегодняшние акустические требования к помещению, где исполняют и слушают симфоническую музыку чрезвычайно жестки. Именно они во многом предопределили архитектурные формы и отделку зала. К расчетам и конструированию его акустики были привлечены немецкие специалисты-акустики и российские специалисты из НИИ строительной физики РААСН. Они определили допустимый объём помещения. Уже после завершения строительства работа над акустикой была продолжена, так как она не совсем удовлетворяла музыкантов. По просьбе Владимира Спивакова были приглашены несколько западных экспертов. Кое-какие вещи были устранены, к примеру, была вскрыта сцена и устранен изоляционный материал, который в противоречии с технологией был туда положен и гасил звук.
Принято считать, что для качественного звучания большого симфонического оркестра необходим зал на 1600-2200 зрителей, не меньше и не больше. При этом объем зала должен быть 9-10 куб.м на одного зрителя. Зная это, в программу проектирования Светлановского зала была заложена оптимальная вместимость 1800 зрительских мест (реально 1736).
Такая вместимость позволила свободно сформировать пространство зала и выдержать наилучшую его глубину (около 30 м), обеспечивая минимальный перепад первых и последних рядов в пределах 10 метров. Исходя из этого, в основу объёмно–пространственного построения была положена идея максимального охвата концертной площадки рядами зрителей. Зрительские места размещаются практически по периметру зала. Такое построение создаёт ощущение расположения оркестра внутри зрительских мест, хотя на самом деле основная часть зрителей находится перед оркестром в партере, амфитеатре, бельэтаже.
Размеры сцены: ширина – 19 метров, глубина – 14 метров, высота – 13 метров.
В Светлановском зале огромное значение имеет пластика потолка, от которого зависит распространение звуковой энергии. Поэтому неотъемлемой частью зала является отражающий звук козырек, который является не только сложным конструктивным объектом размером 20x15 метров, не только архитектурной деталью, но и интересным технологическим сооружением, в котором заключены элементы общего освещения зала и сцены.
Пластика купольной части потолка в значительной степени подчинена требованиям архитектурной акустики. Простой купол из-за фокусировки звука неблагоприятен для акустического благоустройства зала, поэтому вся поверхность расчленена горизонтальными плоскостями со звуковыми рассекателями.
Для правильного распределения звука необходимо, чтобы общий объём существующего зала был больше. Эту проблему решили за счёт использования закозырькового пространства. С помощью специальных подъёмно–спускных щитов площадь зала увеличивается. Подобное решение является ноу–хау и используется в мировой практике впервые.
Боковые стены участвуют в архитектуре и акустике зала не в меньшей степени, чем потолок. Особо важную роль в этих отношениях играют амфитеатры, отходящие от партера. Они не только создают необходимый уют залу, но решающим образом обеспечивают звукоотражение в партер – наиболее сложное в акустическом отношении пространство любого большого концертного зала.
Выпуклые формы барьеров балконов и боковых стен так же влияют на диффузию звука в зале. И, наконец, отметим самое главное, что обеспечивает и архитектуру и акустику зала. Это облицовка стен и козырька массивом сибирской лиственницы – лучшим в мире «акустическим» деревом толщиной 2,5 сантиметра, слегка тонированной осветляющими красителями. Обработка всех стен, пола и значительной части потолка единым материалом создаёт композиционную целостность зала, несмотря на пластическое многообразие поверхностей. За основу цветовой гаммы приняты золотисто–жёлтые тона в сочетании с белым. И только мебель с золотистой обивкой, фраки музыкантов и нарядная одежда зрителей создают насыщенное цветовое поле в светлом, пронизанном светом, торжественном пространстве Светлановского зала.
6. Орган
КОРОЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ
В конце 2004 года под сводами Светлановского зала зазвучал самый большой в России по количеству регистров ( 84 регистра!) духовой орган. С его появлением москвичи и гости столицы получили еще одну возможность наслаждаться божественными звуками «короля инструментов».
Орган Дома музыки – уникальный инструмент, не имеющий аналогов в России. Изготовлен в Германии консорциумом знаменитых немецких фирм Klais и Glatter-Götz. В Бонне инструмент прошел техническую приемку, а затем был разобран и переправлен в Москву. На сцене Дома музыки сборка огромного инженерно-технического сооружения длилась около полугода. Орган состоит из шести тысяч труб. Его высота – 14 метров, ширина – 10 метров, глубина 3,5 метра, вес – 30 тонн. Длина самой большой трубы – более 12 метров, а самой маленькой – около 10 мм.
29 сентября 2004 года состоялась торжественная церемония инаугурации Органа. В присутствии высоких гостей – мэра Москвы, министра культуры России, посла Германии в России, глав представительств фирм–органостроителей и президента Дома музыки – состоялась передача символических ключей от инструмента и большой гала–концерт с участием выдающихся органистов разных стран – Томаса Троттера, Клеменса Шнорра и Василия Долинского.
Установка каждого нового органа – это всегда большое музыкальное событие. Орган Дома музыки предназначен для исполнения музыки разных эпох и стилей, его можно охарактеризовать как «симфонический орган», построенный в традициях позднеромантического немецкого органостроения.
Инструмент имеет уникальные конструктивные особенности: он снабжен Clochette, – это 8 колокольчиков, которые расположены на «крутящемся» основании. Если включить это устройство, колокольчики начнут звенеть «по кругу» один за другим. Таким «фоновым» звоном можно украсить исполняемую музыку, например, органные обработки рождественских хоралов. Далее, в органе есть забавное устройство – Rossignol – «соловей». Оно устроено по типу детской водяной свистульки: две небольших трубочки опущены в ванночку с водой – если включить в них подачу воздуха, то раздастся пение соловья. Все эти колокольчики – немецкие Zimbelsterne – «звенящие звездочки», а также всевозможные соловьи и кукушки были очень распространены в органах эпохи барокко.
Еще одна уникальная особенность органа состоит в том, что на его фасаде есть горизонтальные трубы, направленных раструбами «вперед» – шамады (Chamade), видимые из зала. Их назначение – давать особенно громкий и мощный, «боевой» звук. В органе Большого зала Московской консерватории также есть два «горизонтальных» регистра, но их трубы не видны из зала – они расположены за фасадом органа, «внутри».
Управление органом компьютеризованно. В памяти органа может одновременно храниться до 4000 комбинаций регистров, «запрограммированных» заранее.
Характеристики органа:
84 регистра
4 ручных клавиатуры (на каждой по 61 клавиши)
Педальная клавиатура (32 клавиши)
Общее количество труб около 6000 шт.
Диапазон частот: 8 Герц до нижней границы ультразвука
7. Камерный зал
В СТИЛЕ АР НУВО
Фойе
Интерьер Камерного зала и фойе выдержан в красно-зелёных тонах с применением тонированной в тёмно-красный цвет древесины, зелёного мрамора и тёмно-зелёного коврового покрытия.
Стоит обратить внимание на эффектную люстру под названием «В Пассаже» С. Горяева, помещенную в арке входа в Камерный зал. Она выполнена в характерных для стиля хай–тэк материалах – стекла и нержавеющей стали. В минималистской пластике своеобразно преломляются стилистические мотивы модерна начала ХХ века, порождая целый ряд ассоциаций – от классической люстры с подвесками и множеством свечей до залпа фейерверка и букета цветов.
Камерный зал, выполненный в стиле ар нуво, рассчитан на 565 зрительских мест и расположен в цокольных этажах под Светлановским залом. Об этом напоминают и колонны, и полукруглые балконы, и приглушенные зелено-пурпурные тона кресел и стен. Зрительские места в зале расположены амфитеатром, есть ложи повышенной комфортности. Колоннада вдоль проходов делает сравнительно невысокое пространство зала (высота – около 11 метров) стройным и парадным. Потолок Камерного зала украшает люстра-пупырь, выполненная Г. Петровой из натурального хрусталя. Холодный магический свет в его гранях создает поистине завораживающий эффект.
Зал построен таким образом, что входной вестибюль расположен на промежуточном уровне (3,60 м), соответствующем верхней отметке амфитеатра. С уровня вестибюля в торце зала расположены ложи, обитые красной специальной тканью, которые не только подчеркивают «традиционность» приема, но выполняет функции звукопоглощения.
По акустическим характеристикам этот зал является одной из лучших в Москве площадок для исполнения камерной музыки.
В Камерном зале установлен передвижной орган-позитив Glatter-Götz с одним мануалом и 7-ю регистрами. Презентация органа-позитива состоялась 29 апреля 2003 года. В презентации участвовали: Людмила Голуб, ансамбль старинной музыки «Musica viva», Александр Рудин.
Размеры сцены: ширина – 12 метров, глубина – 7 метров, высота – 7,5 метров
8. Театральный зал
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТ
Театральный зал имеет многоцелевой характер и предназначен для театральных постановок, концертов, музыкально-певческих представлений, показов мод, общественных мероприятий, фуршетов. Цветовое решение зала и фойе выполнено в изысканных фиалковых тонах в сочетании с тёмно-коричневым и серым. Фойе украшено декоративным деревянным панно скульптора Андрея Красулина, которое по своему пластическому решению перекликается с Большим органом Светлановского зала.
В Театральном зал предусмотрена система трансформации партера и сцены, позволяющая создать разнообразные комбинации взаимного расположения зрителей и исполнителей. Соответственно количество мест в зале колеблется от 400 до 650 мест в зависимости от вида мероприятия. Сцена трансформируется таким образом, что первые пять рядов в партере могут быть в случае необходимости убраны. С обеих сторон сцены имеются дополнительные «карманы», которые могут использоваться как дополнительные мини-сцены.
Техническое оборудование делает реальными световые и звуковые эксперименты, а решётчатая структура потолка позволяет подвешивать декорации в любом месте. Решетчатый металлический потолок также дополняет целая батарея прожекторов и софитов. Универсальность подчеркнута и приглушенно-холодным цветовым решением – синими, серыми, фиолетовыми тонами обивки и занавеса.
9. Тайные уголки Дома музыки. Кабинет маэстро.
В лабиринтах служебных помещений Дома музыки скрывается «святая святых» - кабинет Президента Дома музыки Владимира Спивакова, в котором маэстро работает, репетирует, принимает самых дорогих гостей.
10. Репетиционный зал
В этом просторном, светлом зале с отличной акустикой и размещается та самая, скрытая от всех глаз «музыкальная кухня». Здесь создаются интерпретации шедевров музыкального искусства, оттачиваются штрихи музыкантов. Здесь, одно движение палочки или глаз дирижера создает правильную интонацию, тон, оттенок музыкального произведения. Тут происходит таинство взаимоотношений Дирижера и оркестрантов, рождается музыкальная драматургия, выстраивается звуковой баланс. «Посторонним сюда вход запрещен», но вам можно немного «подышать» этим воздухом.
11. Мемориальная комната А. Шнитке
Маэстро Владимир Спиваков с особым трепетом чтит музыкантов-современников, с которыми его связывали долгие годы дружеских отношений. Несколько лет назад, Дом музыки принял от вдовы композитора Ирины Шнитке большой подарок - мемориальную комнату Альфреда Шнитке. В ней можно увидеть личные вещи композитора, фотопортрет, антикварную мебель. Здесь как будто бы живет сама душа хозяина.
льфред Шнитке – оставил большое наследие в искусстве. Его уникальная музыка отличается яркой индивидуальностью. Сочинения Шнитке по-своему неповторимы. Его произведения и сейчас востребованы как у нас, так и за рубежом. В его творческой копилке 4 оперы, 10 симфоний, 15 концертов инструментальной музыки. Так же он является автором многочисленных хоровых, вокальных произведений. Многие его знают по многочисленным произведениям для кино и театра, тогда как самому композитору в свое время пришлось заниматься этим вынужденно, зарабатывая таким образом себе на хлеб.
12. Зал имени Шнитке
В марте 2020 года В Московском международном Доме музыки вместе с новым арт-пространством и мемориальной комнатой Альфреда Шнитке открылся Новый зал, который чуть позже получил имя Альфреда Шнитке. Первый концерт в нем состоялся 9 марта 2020 года с участием Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова и солистки Большого театра Анны Аглатовой. Зал имени Шнитке также является многофункциональным, он рассчитан на 286 зрителей и создан с учетом инновационных технологий, позволяющих проводить выступления любых коллективов и номеров, осуществлять трансляции и кинопоказы в интернете. Концертный зал оснащен профессиональной студией звукозаписи.
В арт-пространстве фойе можно увидеть работы современных художников и скульпторов из личной коллекции Владимира Спивакова.
13. Музей Дома музыки
Музей Дома музыки открылся осенью 2019 года. Здесь хранится вся информация об истории создания Концертного зала, оркестрах, базирующихся в Доме музыки, Международном благотворительном детском фонде Владимира Спивакова.
Тут же и уникальные Книги с автографами и отзывами мировых звезд классической музыки, оставленные после встреч с российскими зрителями на сцене Дома музыки.
В экспозиции музея - многочисленные награды, такие как: статуэтки Национальной российской музыкальной премии «Овация», полученные Национальным филармоническим оркестром России и Московским международным Домом музыки, символическая «стеклянная стелла», которой Дом музыки был отмечен как лучшая площадка г. Москвы, а также грамоты от организаторов мероприятий, памятные буклеты, брошюры.
Интересны материалы, посвященные Государственному Камерному оркестру «Виртуозы Москвы», афиши, брошюры, а еще и миниатюрный макет фигурок самых оркестрантов оркестра, во главе с маэстро Владимиром Спиваковым. Представлены знаменитая серия черно-белых фотографий маэстро от знаменитого фотохудожника и писателя Юрия Роста, экспозиция художественных портретов Дмитрия Жилинского, сувенирная продукция Дома музыки. .
Мария Баскова.
Работа публикуется в версии от 2007 года на праваз рукописи.