Лучшие работы 2013. Страница еще наполняется, приносим наши извинения, если информация о вас еще не загружена ИЛИ отображается не вполне корректно... УЖЕ ЗАВТРА ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Даниил ЛОКШИН | подробнее...
Признайтесь, вы испытывали когда-нибудь любовную страсть? Да-да, ту самую безумную жажду единения с любимым человеком. Вспомните: бешено бьется сердце, в висках стучит кровь, а в крови, по словам поэта, «горит огонь желанья»…
Именно эта пьянящая атмосфера страсти, чувственности, любовного томления вот уже более века заставляет зрителей трепетать при первых звуках этой музыки, а после - лишь желать, чтобы она длилась вечно. Уверен, что это произойдет и 25 мая, на спектакле в «Новой опере».
«Тристан и Изольда», гениальная опера Рихарда Вагнера, принадлежит к знаковым явлениям европейской культуры. Используя неведомые доселе средства музыки и драмы, композитор создает одно из величайших произведений о любви. Исключительная сила воздействия, присущая опере, возникает благодаря высочайшему накалу напряжения: композитор, сам испытавший сильную страсть и вдохновленный ею на шедевр, почти физически заставляет нас ощутить каждый звук его творения.
Тристан и Изольда, стремясь быть вместе, отрицают жизнь и солнечный свет, которые враждебны их любви; они тонут во мраке ночи, находя вечное слияние лишь в смерти. Неудивительно, что это «опасно-прелестное» творениевызывало и продолжает вызывать творческие отклики в искусстве и философии.Вскоре после написания оно становится любимым музыкальным произведением Ницше, через одноименную новеллу Томаса Манна «Тристан» входит в литературу. В 1929 году музыка из оперы зазвучала в знаменитом сюрреалистическом фильме Бунюэля и Дали «Андалузский пес». А совсем недавно, уже в эпоху постмодернизма, музыка «Тристана» стала лейтмотивом в кинодраме Ларса фон Триера «Меланхолия», вырастая до воплощения идеи вселенского эроса – прекрасного и гибельного притяжения двух планет.
25 мая в Новой опере состоится нечто большее, чем просто хороший спектакль в исполнении хороших артистов. Вам предложат самое прекрасное чувство на свете - любовь. Уверен, что каждый, кому знакомо это чувство, захочет испытать его вновь. Или вы никогда не любили?
Юлия ВОЛОДИНА | подробнее...
Хотите посетить оперный спектакль? Не знаете что выбрать? Любите остросюжетные триллеры и любовные драмы? 30 мая в «Новой опере» дают «Трубадура» – шедевр Дж. Верди.
Один из самых запутанных оперных сюжетов, обнаженные человеческие чувства, любовь, ревность, измена, предательство, тени прошлого, злым роком губящие настоящее, красочные картины цыганской жизни. Эту оперу называли самой мрачной у Верди, обвиняя композитора в излишнем мистицизме и обилии смертей. Он же оправдывался тем, что «в конце концов, все в жизни – смерть! Что еще в ней есть?» Тем не менее, вот уже 160 лет «Трубадур» не отпускает своего слушателя. Не в последнюю очередь из-за того, что полон блестящими вокальными «хитами» и позволяет по достоинству оценить мастерство певцов-виртуозов. По словам Энрико Карузо, публика от Герцога в «Риголетто» ждет си-бемоль и до-диез, от Манрико в «Трубадуре» – верхнее до naturale!
Над спектаклем в «Новой опере» работала итальянская команда – всемирно известный режиссер Марко Гандини, сценограф Итало Грасси, художник по костюмам Симона Моррези. То, что они предлагают в «Трубадуре», лишено какой-либо исторической конкретики, выглядит очень современно, но при этом находится в полном соответствии с экспрессией оперы и ее музыкальной образностью. «Меня интересует не описание эпохи, а поиск художественных элементов сценографии, которые глубже передавали бы ее черты, помогали зрителю воспринимать музыку», – Марко Гандини верен своему кредо и в московской постановке. Лаконичное сценическое решение, великолепный ансамбль певцов, как всегда стройно звучащий оркестр под руководством Яна Латама-Кенига сделали «Трубадура» одним из самых стильных спектаклей сезона.
Мало кто знает, что неподалеку от театра "Ла Скала" есть таверна, в стене которой замурована бутылка вина. Она достанется тому, кто кратко и связно расскажет содержание «Трубадура».. Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче… Приходите, насладитесь оперой - и, может быть, когда-нибудь выдержанное итальянское вино достанется вам.
Наталия СЕРГЕЕВА | подробнее...
«КНЯЗЬ ИГОРЬ»: В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ.
Премьера «Князя Игоря» в Новой Опере - событие уникальное, особенно, если учесть, что последний раз на столичной сцене она ставилась в полноценном варианте более 10 лет назад. После спектакля Б. Покровского в Большом московские театры обращались к музыке Бородина исключительно в концертных версиях. В 2009 году на «Крещенской неделе» под управлением Евгения Самойлова свой концертный вариант представила Новая Опера. Тут можно было смело последовать общей тенденции российских музыкальных театров и ограничиться только оркестровой версией, как часто это делает, например, Михайловский. Однако Новая Опера стремительно пошла дальше, и спустя всего два года Юрию Александрову удалось создать полновесный спектакль. Дирижером постановки стал тот же Самойлов, так что сомнения по поводу оркестровой интерпретации отпали сами собой: партитура «Князя Игоря» скрупулезно изучена, пережита и обыграна.
Александров в своем спектакле стремился актуализировать заложенные в известном сюжете идеи, сопоставить их с отечественными реалиями, внести политический подтекст. Излишняя самоуверенность и амбициозность князя Игоря сделали его «героем нашего времени» — человеком, идущим на поводу у собственного мнения вопреки здравому смыслу. Один из самых сильных и современных персонажей — Владимир Галицкий, — сценическое воплощение двуличного политика-карьериста. Режиссерский же идеал — преданная и кроткая Ярославна, «нравственный столп», «женщина, которая вынесет на себе всю людскую боль».
Сценография Вячеслава Окунева интересна и семантически наполнена. Главное коннотационное пятно в художественном оформлении спектакля — цвет красного кирпича, — по мнению самого декоратора, символ «запекшейся крови» и «разваливающихся кирпичных храмов в центральной полосе России». Премьера спектакля уже вызвала общественный резонанс и жаркое обсуждение в СМИ. Увидеть воочию этот психологический оперный «триллер», разобраться в его хитроумных переплетениях можно 25 мая в Новой Опере.
Анна ГОСТЕВА
…И люблю - и любовь - о любви - для любимой – поет.
(К.Бальмонт)
Событие: премьера оперы Р.Вагнера «Тристан и Изольда»
Время: 25 мая 2013 года (суббота)18.00
Место: Московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова
Вы всё ещё думаете: идти или не идти? Тогда -
5 причин посетить уникальный спектакль:
Премьера. Первая в Москве и четвертая в России! Дополнения неуместны.
Музыка. Вагнер – это особый мир, мир красоты, внешней и внутренней. Музыкофилософия, музыкоэстетика… музыкорелигия, наконец. И в этом смысле «Тристан и Изольда» – музыкальный шедевр не только в рамках творчества самого Вагнера, но и музыкальный символ эпохи Романтизма в целом.
Исполнение. Опера чрезвычайно сложна для исполнения. Известны факты, когда в процессе постановки «Тристана и Изольды» дирижеры умирали от сердечного приступа, а певцы теряли голос и сходили с ума. Но трудности – не для театра «Новая Опера», коллектив которого давно на самых высоких позициях музыкального Олимпа.
Любовь. Вечная любовь Тристана и Изольды, любовь в музыке Вагнера – это априори. В дополнение к этому: любовно помещенные в современную сценографию Джорджа Суглидиса эскизы знаменитого Альфреда Роллера начала XX века, созданные специально для постановки «Тристана и Изольды»; любовь к операм Вагнера главного дирижёра «Новой Оперы» Яна Латам-Кёнига. И, конечно, любовь режиссёра Николы Рааба, соотечественника Вагнера, породившая уникальную концепцию спектакля.
Что ж, можно только позавидовать участникам этой музыкальной мистерии, которая осуществится 25 мая в зале замечательного московского театра «Новая Опера».
Ищите пятую причину? Это – Вы… Приходите и ощутите то, о чем мечтал сам Вагнер – сопричастность к Искусству, Музыке, Любви…
Наталья ЛАПТЕВА
Испанские страсти на итальянский манер
Под занавес весны 30 мая Московский театр «Новая опера» представит гурманам творчества Дж.Верди одну из редких российских постановок – оперу «Трубадур».
Эта семнадцатое вокальное творение «маэстро итальянской революции» появилась на свет 160 лет назад. Сюжет, легший в основу, стал одним из самых непредсказуемых и трагических в истории музыкального театра. Ж.Бизе писал: «Верди дарит искусству произведение жизненное, слепленное из золота и грязи, желчи и крови…». И именно оно принесло композитору народную любовь и мировую славу.
Фабула оперы была заимствована из одноименной испанской рыцарской драмы Антонио Гарсиа Гутьерреса, широко популярной на то время в Италии. Для ее адаптации на музыкальный язык Верди выбрал одного из лучших либреттистов современности – Сальваторе Каммарано.
Под вуалью событий XV века скрыты остро негативные настроения вердиевской Италии: страдание и угнетение народа, классовая борьба и их взаимная ненависть. «Трубадур» стал своеобразным призывом к справедливости и как это ни парадоксально, лишним подтверждением того, что «сила все еще правит миром».
Во время спектакля разворачивается поистине детективная история, пронизанная болью, местью, долгом и любовью. Четверка главных действующих лиц: старая цыганка Азучена, ее сын и трубадур Манрико, Граф ди Луна и герцогиня Леонора, попадая в лабиринты судьбы, постоянно переплетается и втягивается в неразрешимые обстоятельства. Но при всем витиеватом сюжете, Верди смог облачить эту оперу в прекрасный мелодический каркас, наделив ее прозрачностью и легкостью, яркими образами и необычайно красочными песенными номерами.
Для русской сцена постановка «Трубадура» – диковинка. Для ее осуществления Московский театр «Новой оперы» пригласил команду из Италии: режиссера Марко Гандини, сценографа Итало Грасси и художника по костюмам Симона Моррези. Эта творческая группа уже широко известна своими работами за рубежом. По задумке постановщиков спектакль будет в меру традиционным, с четкими образными гранями и насыщенными красочными номерами. А исполнение на итальянском языке добавит колорит и естественную окраску вердиевского первоисточника. Дирижерский пульт займет прославленный Евгений Самойлов.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
«Самое прекрасное сновидение – счастье настоящей любви…»
Весна – время любви и музыки о любви! 19 и 25 мая в Москве состоятся премьерные постановки оперы об этом восхитительном чувстве, ставшей апогеем всего романтического искусства. Как вы думаете, о чем речь? Вот пара подсказок: сюжет музыкальной драмы – это рыцарская легенда о всепоглощающей и трагической любви двух героев, испивших любовный напиток. Музыка - это непрерывная, обволакивающая мелодия, которая завораживает слушателя и не отпускает до последнего вдоха героев. Еще есть сомнения? Конечно, это «Тристан и Изольда» небезызвестного Рихарда Вагнера!
Постановка сего чувственного действа – задача не из легких. В год рождения оперы не состоялась ее премьера, когда после 77 репетиций оперу попросту объявили неисполнимой, и 6 лет она ждала своей первой постановки. Довольно любопытный факт, если учесть что Вагнер собирался написать «что-нибудь более легкое и доступное» для воплощения.
Символично место премьеры «Тристана и Изольды» в Москве. Гению Вагнера в свое время построили целый оперный театр, для претворения его идей, но и «Новая опера» также выстроена ради одного человека – для «неистового маэстро» Евгения Колобова. Поэтому постановка музыкальной драмы самого «симфонического» оперного композитора, в «оперном храме» гениального дирижера – явление более чем знаменательное.
Кому же хватило мужества осуществить этот проект? Музыкальный руководитель и главный дирижер в «Новой опере» сегодня - Ян Латам-Кёниг, уже успешно поставивший «Лоэнгрина» Вагнера на этой сцене. Его «команда» - это режиссер Никола Рааб (Германия) и сценограф Джордж Суглидес (Великобритания), а их цель - подлинное воплощение замысла Вагнера, без модных сегодня осовремененных интерпретаций. Прибавив к сказанному высочайший уровень оперной труппы театра и приглашенных к премьере Майкла Баба и Клаудии Итен на сложнейшие партии Тристана и Изольды - и мы получаем идеальный рецепт для самого многообещающего театрального события года.
Анна НАВЕТНАЯ
Вагнер принадлежит к числу моих болезней.
Ф. Ницше
Человеку свойственно расчерчивать границы, делить мир на черное и белое, доброе и злое, моё-не моё … Музыкальное общество, пожалуй, самое разобщенное: мы спорим о тональности и атональности, формах и структурах, ужасаем друг друга сообщениями о найденных (наконец-таки!) партитурах, которые должны (конечно же!) в корне опровергнуть старые суждения, противопоставляем фигуры Баха и Генделя, Мусоргского и Чайковского, Верди и Вагнера… Произведения последнего особенно часто вызывали острейшие споры. Множество людей, никогда не бывавших в опере и не интересующихся классикой в принципе, знают музыку Вагнера. Звучащая в фильмах Ф. Копполы и Л.фон Триера, использующаяся в театральных постановках, звенящая на мобильниках – она везде! Но что же мы действительно знает о произведениях немецкого гения? Вокруг его фигуры – ореол таинственности и даже скандальности, множество мистификаций, спекуляций сопровождают биографию композитора. На просторах интернета кипят споры: «это он свадебный марш написал? А Реквием по мечте тоже?» Почему же страсти по Вагнеру не утихают уже на протяжении полутора веков? Может потому, что в лице его «современность говорит своим интимнейшим языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла»?
Несмотря на кажущуюся отстраненность сюжетов и нереальность героев, в операх рассказывается, прежде всего, о человеческих чувствах: любовь, ненависть, страсть, томление. Кто же больший и красноречивый знаток человеческих душ, как не Вагнер? Но как же сложно раскрыть в исполнении всё то, что он написал! И вот результат боязни приняться за столь сложный труд – «Тристан и Изольда», величайшая история любви, будет впервые (!) показана в Москве 19 и 25 мая 2013 на сцене «Новой оперы». Театр не боится взять на себя тяжелую (во всех смыслах) ношу и обещает представить спектакль, сочетающий классические традиции постановки с современными решениями сценографии. Так, взяв за основу хрестоматийные декорации А.Роллера, художник-постановщик Джордж Суглидес будет использовать и абстрактные плоские изображения, в которых угадываются «очертания каюты корабля, средневекового замка, моря, звездного неба. Закругленный пол — линия горизонта, символизирующая бесконечность, путь к бессмертию". Партии главных героев будут исполнять приглашенные «вагнеровские» певцы – Майкл Баба и Клаудия Итен.
Хочется верить, что судьба будет благосклонна к этой постановке и, наконец-то, в репертуарах театров появятся оперы величайшего из немецких композиторов XIX века – Рихарда Вагнера.
Светлана КОВАЛЁВА
Испанские страсти в «Новой опере»
Репертуар «Новой оперы» на 2013 год насыщен творениями великого мастера Джузеппе Верди, ведь именно в этом году отмечается 200-летие со дня рождения композитора. Каждое произведение Верди эмоционально и выразительно, оно сочетает в себе лиризм и драматизм.
30 мая Московский театр «Новая опера» приглашает всех желающих послушать оперу Дж. Верди «Трубадур» (1853), премьера которой состоялась в Москве 16 декабря 2012 года. Опера написана Верди по одноименной пьесе драматурга Антонио Гарсия Гутьерресаи представляет собой самую загадочную пьесу XVII века. Сам Верди критиковал ее за «излишний мистицизм, запутанность сюжета и кровожадность событий», но сюжеты, как известно, берутся из жизни.
Действие переносит нас в Испанию в XV век, где разворачиваются нешуточные страсти с тайнами и противостояниями. Здесь есть все, что может предложить нам опера: любовный треугольник, борьба за власть, соперничество и месть. События, стремительно разворачивающиеся на сцене, напоминают триллер с трагической развязкой. Разыгрывается судьба четырех человек из трех совершенно разных миров, и исполнение партий кажется настолько убедительным, что не замечаешь, что опера идет на итальянском языке. И тогда высказывание легендарного тенора Энрико Карузо о том, что для постановки «Трубадура» необходимы четыре лучших оперных певцов мира, звучит как вызов. В опере, действительно, всегда были заняты великие певцы: Карузо блистал на сцене в роли цыгана Манрико, а неподражаемая Монсеррат Кабалье исполняла партию герцогини Леоноры.
Постановка в «Новой опере» - не исключение, в чем Вы сможете убедиться сами. Итальянская творческая группа во главе с режиссером Марко Гандини и дирижерами Яном Латам-Кенигом и Евгением Самойловым проделала блестящую работу и создала потрясающую атмосферу, чтобы Вы ощутили мир музыки Дж. Верди изнутри.
30 мая 2013 19.00. Театр «Новая опера». Не пропустите!
Александра ЮХНИК
Дж. Верди. «Трубадур». Опера в двух действиях.
Более 160 лет одна из самых драматичных опер Дж. Верди волнует сердца зрителей всего мира. Эта опера - самый трагичный цветок из букета оперного творчества композитора, в котором лепесток за лепестком раскрываются яркий колорит испанских цыган, страсть запретной любви и жгучая, взрывная смесь из ненависти и мести. Этот цветок – опера ТРУБАДУР!
Драма Антония Гарсия Гутьерреса даже спустя полтора века тревожит души человечества, ведь она основана на реальных событиях, происходивших в Испании в 15 веке. Страшная легенда о ведьме-цыганке, сожженной на костре, в драме писателя перестает быть просто легендой. Кровные братья, не зная о своем родстве, становятся злейшими врагами. Один из них – Герцог ди Луна, другой – сын цыганки, трубадур – Манрико. Разные сословия, разные взгляды, разные миры, но объединяет их одно – безумная любовь к прекрасной герцогине Леоноре. Только цыганка Азучена – хранительница правды о происхождении Манрико, способна спасти или погубить судьбы героев. Но ее саму сжигают пламя мести за погубленную мать и агония любви к неродному сыну.
Музыка Дж.Верди, полная столкновений, противоречий и высокой патетики рисует образы не только главных героев, но и уделяет огромное внимание уникальности окружающей их действительности. Это отражено в оркестровых эпизодах и хорах цыган, солдат, монахов…
«Новая опера» представляет свое прочтение шедевра созданное под руководством режиссера Марко Гандини. С Джузеппе Верди его разделяют века, но дух итальянской музыки соединяет их невидимой нитью. Наверное, именно поэтому М. Гандини уже не раз обращался к творчеству этого композитора. На его счету постановки таких опер, как «Травиата», «Симон Бокканегра», «Фальстаф»,«Бал-маскарад».
«Трубадур» в «Новой опере» – плод творческого содружества соотечественников Марко Гандини, сценографа Итало Грасси, художника по костюмам Симоны Моррези и коллектива театра. Дирижеры Ян Латам-Кениг, Евгений Самойлов.
Ксения РОМАНОВА
Романтика и трагедия человеческих чувств.
На дворе ХХI век, но тема любви и смерти продолжает живо волновать нашего искушенного музыкального слушателя. Вспомнить хотя бы трагедию двух юных влюбленных – Ромео и Джульетты, а также историю Тристана и Изольды. Примеров можно привести много, но все они будут нести в себе оттенок трагедийности, хотя, казалось бы, счастливая и взаимная любовь двух сердец должна пройти через все преграды, преодолеть любые трудности.
Итак, на сцене «Трубадур» Джузеппе Верди – еще одна драма, в которой хитро переплелись романтика, интрига, тайна, рыцарские поединки и непременно справедливое отмщение. Сюжет не нов, но волшебная, завораживающая музыка Верди превращает это произведение в шедевр на все времена. В нем идеально сочетаются средневековый колорит жгучей Испании, личные трагедии героев, цыганский быт и сцены смиренной монашеской жизни. Слушая музыку Верди, каждый из нас понимает, грустит ли герой или он весел, а может он испытывает какие-то иные чувства. Все они в этой чудесной музыке.
За время существования произведения арии и сцены из него исполняли известнейшие оперные исполнители – Пласидо Доминго, Розалинд Плоурайд, Джорджо Дзанканаро, Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Марко Берти. Этот список можно продолжать бесконечно. И вот теперь «Трубадура» представляет вашему вниманию «Новая опера» и её замечательные солисты – Виталий Билый, Татьяна Печникова, Анастасия Бибичева, Михаил Губский, Сергей Поляков, Виталий Ефанов.
Теперь пришло ваше время познакомиться с шедевром Дж. Верди. Спешите наполнить свои чувства необычайным накалом страстей, бушевавших когда-то в средневековой Испании!
Артём ПЕТАЙКИН
Посмотрим по-новому!
Увлекательное событие, которое невозможно пропустить, пройдет в Московском театре «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Уже в ближайшем будущем, а это 27 мая в 19.00, на сцене театра состоится постановка оперы А. П. Бородина «Князь Игорь».
Милые девушки! Вы влюблены? И ваш возлюбленный вдруг исчез с горизонта, пообещав прийти завтра? Где он? Что с ним? Эмоции переполняют, вопросов много, а ответов нет? Тогда вам сюда, в «Новую Оперу». Вы не поверите, такие же чувства испытывала в ХI веке Ярославна – героиня оперы Бородина «Князь Игорь», когда ее муж попал в плен. Как пережить боль расставания, где черпать силы? Уверен, что «Плач Ярославны» – эмоциональная кульминация действа – не только затронет струны вашей души, но и даст выход накопившимся переживаниям. А сцена возвращения Игоря вселит светлую надежду.
Небезынтересна постановка и для сильной половины человечества. Как вести переговоры с победившим тебя, как не потеряться, остаться самим собой, оказавшись в очень сложной ситуации? Интеллектуальный мастер-класс – в опере замечательного русского композитора А.П. Бородина. Ну, а еще яркая сценография и замечательная музыка!
Произведение любопытно как для любителей, так и для знатоков оперы. В интерпретации режиссера и постановщика спектакля Юрия Александрова, с опорой на редакцию Глазунова – Римского-Корсакова, она прозвучит в несколько сокращенном варианте: привычные четыре действия здесь преобразованы в два. Но это никак не искажает идею оперы. Скорее, наоборот, выделяет и высвечивает самые яркие, незабываемые номера. «Работа над этим сочинением, –рассуждает Ю.Александров, – заставила меня задуматься о том, что происходит в России, какая ее историческая роль, какая она сейчас и какая будет завтра... Спектакль в «Новой Опере» – это быль, правда, то, что я вижу вокруг себя. Эта опера про свет, который есть в каждом человеке, и который должен обязательно проявиться».
Итак, 27 мая, театр «Новая Опера», «Князь Игорь». Посмотрим по-новому шедевр русской классики!
Антон НИКТАРОВ
Почти десять лет публика нашей столицы не имела возможность увидеть одну из самых великолепных и эпичных опер. А.П. Бородина: «Князь Игорь», первый показ которой, состоялся 16 апреля 2011 года. Премьера вызвала самые противоречивые чувства и эмоции, как у зрителей, так и в прессе. Театр «Новая Опера» всегда славился тем, что мог показать привычное и известное в совершенно новом свете, этой судьбы не избежала и данная опера. «Для постановки ангажировали известного петербургского режиссера Юрия Александрова в тандеме с художником Вячеславом Окуневым».
На выходе получилось то, чего явно не могла ожидать публика: вместо сияющего великолепия златоглавых церквей (которых, кстати, на Руси в те времена еще не было) и войска русского, мы получили пугающую, но в то же время манящую атмосферу мрачного средневековья. В этом плане, эта версия оперы выглядит куда более исторически верной, нежели привычные нам постановки. Красный кирпич и дерево в строениях Путивля, навевают довольно мрачную атмосферу, но само Славянское княжество представлено цивилизованным и духовно развитым. В противоположность этому лагерь половцев буквально сияет драгоценными камнями и золотом, но в тоже время по-настоящему пугает низменностью своих утех и жестокостью развлечений.
«Князь Игорь» это идеальный выбор как для настоящего ценителя оперного искусства, так и для новичка, только начинающий свой путь приобщения к оперному искусству. Данная постановка в буквальном смысле опустошает душу, выворачивает ее наизнанку, заставляя по-новому взглянуть на привычное произведение, понять значение веры и культуры для русского человека. И как пугающе легко способны сбить с «пути истинного» их отсутствие…